Меню сайта

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Январь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Главная » 2014 » Январь » 1 » Механизированные укладчики-мостовики
13:34
 

Механизированные укладчики-мостовики

Тротуарная плитка и брусчатка, постепенно вытесняющая из городских тротуаров и парковых аллеек асфальт, снова в моде. Спрос на этот материал начал расти после того, как на смену сложной и длительной укладке дедовским методом «с колен» пришли новые технологии и машины…

Пора подниматься с… колен

Практически безвредные для человека тротуарная плитка и брусчатка сейчас на пике популярности. На постсоветском пространстве десятки заводов начали их выпуск, но ни одно наше предприятие не освоило производство специализированной техники и оборудования для механизированной укладки этого материала.

Производителей спецтехники для механизации работ в упомянутом сегменте строительства не так уже много. В СНГ пока хорошо знакомы немецкие машины Optimas и Probst, лидирующие на рынке продаж. Свои взоры на нашу торговую площадку обратили немецкие компании Grunig с машинами Uni Truck и Hydromak Lehnen, Ipro с одноименной техникой. Еще несколько производителей, взявшись за разработку и выпуск такой техники, тоже пытаются войти в эту нишу, но скорого продвижения машин от них ожидать не следует.

Технику Optimas, общий вид которой хорошо видно в заставочной иллюстрации к этой статье, и Probst можно отнести к группе самоходных специализированных машин. В альтернативной подгруппе средств малой механизации им конкуренцию составляют навесные укладчики для экскаваторов и бортовых погрузчиков. Там лидируют универсальные по узлу крепления навесные гидравлические захваты Hunklinger из той же Германии.

Гидравлический захват Hunklinger, используемый вместо экскаваторного ковша на механизированной укладке плитки

Гидравлический захват Hunklinger P02 profi грузоподъемностью 400 килограмм в крупном ракурсе съемки

Самоходная специализированная машина или же альтернативная навеска во многие разы производительнее ручного мощения. Разница в самоходе и навеске лишь в себестоимости укладки, поскольку все зависит от мощности используемого для этого экскаватора/погрузчика и потребляемого их моторами топлива за единицу рабочего времени.

Если машина-укладчик Optimas Н 88 за один раз берет сразу 24 плитки среднего размера и покрывает один квадратный метр площадки, то у рабочего это займет минут сорок и даже час. Специалисты подсчитали, что территорию в 5 тыс. кв. метров бригада рабочих вымостит плиткой за одну тысячу часов, это приблизительно сто 10-часовых смен. Для Optimas или другой модели на это понадобится всего 200 часов, т.е. в пять раз меньше.

На набережной Москва-реки тоже импортная технология укладки плитки, только в виде импортируемой рабочей силы из азиатских республик…

В сегменте независимости

Главная особенность укладчиков плитки в самоходном шасси, которое существенно отличается от другой спецтехники, системе захвата, удержания, транспортировки и укладки материала. Это можно рассмотреть на примере машин признанного лидера мирового рынка техники для механизированной укладки тротуарной плитки Optimas Maschinenfabrik H. Kleinemas GmbH.

Самоходная машина механизированной укладки тротуарной плитки Optimas модели Н 88

Этот производитель создал семь моделей самоходных укладчиков плитки, но специализацией обычного мощения тротуаров и дорог разработчики не ограничились. Последнее поколение машин Optimas Toro H 88 уже можно назвать если не универсальным, то близким к этому. Кроме мощения тротуаров, эта техника после смены захватов и рабочего оборудования может укладывать бордюры, подметать вальцевой подметальной щеткой обустроенную площадку, затирать швы сухими смесями и даже таскать за собой небольшую тележку.

По дизайну все модели Optimas к разряду совершенства отнести трудно. Впрочем, разработчики к этому и не стремились. Но они достигли главного – удобства и даже комфорта оператора на всех рабочих операциях. За неказистой простотой не сразу просматривается хорошо продуманная эргономика рабочего места.

Благодаря полному трехстороннему остеклению обзорность из кабины получается почти панорамной и дает хорошую видимость по краю рабочей зоны

Если проанализировать эргономику и комфорт, то среди аналогов других производителей Optimas Toro H 88 к сегодняшнему дню имеет наилучшие показатели. Во-первых, у этой модели для работы в межсезонье есть закрытая кабина со сквозными дверными проемами, позволяющими входить в машину с любой стороны. В летнее время широкие двери со стопроцентным остеклением открываются настежь для создания притока свежего воздуха и постоянного вентилирования салона. Во-вторых, стояк рулевой колонки получил изменяемый угол наклона, кресло регулируется по высоте, в убирающемся подлокотнике частично размещен блок управления.

Для уменьшения утомляемости водителя разработчики внесли изменение в схему расположения гидравлических цилиндров, которые раньше в какой-то степени перекрывали край рабочей зоны. Это принуждало оператора тщательнее присматриваться к своим действиям во время рабочих операций. Для улучшения обзора гидроцилиндры установили за пределами лобового стекла, где они не мешают обзору.

…И с глаз долой! Теперь гидроцилиндры подъема стрелы находятся в слепой зоне, за пределами лобового стекла они обзору уже не мешают

Самоходные машины-укладчики стоят обособлено от всего сегмента строительной техники по причине их маленькой массы, низкого центра тяжести, хорошей грузоподъемности и не свойственной экскаваторам и погрузчикам системы управления. Дело в том, что на рабочей площадке такие самоходы перемещаются не по нивелированной песчаной подушке, а с противоположной стороны – по свежеуложенной плитке, которая по швам еще не зафиксирована сухими смесями, не улежалась и может сместиться.

В упомянутой выше машине Optimas Toro H 88, которая унаследовала от предыдущих версий самые лучшие наработки и во многом унифицирована с ними по основным узлам и агрегатам, четырехколесное исполнение имеет разную ширину осей. Впереди она чуть уже, позади наоборот – шире. Это позволяет распределить нагрузку от колес ходовой базы не по одной колее, что было бы агрессивно для еще не улежавшейся плитки, а по двум. Таким образом, еще не окрепший тротуарный настил не подвергается физическому насилию от шин груженой или пустой спецмашины, не расползается.

Обратите внимание: задняя ступица Optimas Toro H 88 на целый колесный размер шире корпуса машины

…а передние шины находятся в подколесной арке и не выходят за габариты машины

В итоге разработчики дали потребителю маневренный укладчик тротуарного материала с уменьшенным на800 ммвнутренним радиусом поворота. Здесь ничего удивительного нет. Если раньше самоходные машины для механизированного мощения плитки, брусчатки позиционировались лишь для площадок с большим объемом работ, то сейчас они успешно используются на обустройстве даже узеньких парковых аллеек, внутренних двориков и т.д.

Для уменьшения агрессии на свежеуложенную плитку задний мост пришлось совершенствовать. Он получил независимую подвеску каждого колеса, что снизило динамическое воздействие на покрытие во время движения машины с грузом на подвеске. Опыт эксплуатации показал, что черепашьим ходом практически никто из потребителей на укладке материала не пользуется. Скорость, правда, небольшая, но ход резвый, а старт не всегда плавный – колеса гребут под себя весьма серьезно. Для этого даже пришлось ставить широкопрофильные шины, у которых большее и менее агрессивное пятно прилегания к поверхности.

С шарниром для руля

Целостная рама в этом сегменте машин не является аксиомой, в той же Германии компания Hydromak Lehnen выпускает машину с комбинированной системой рулевого управления на основе шарнирного сочленения. Привлекательность такой конструкции видится в возможности выноса стрелы влево или вправо на целый метр даже в режиме неподвижного шасси.

Согласитесь, ломанная конфигурация рам существенно упрощает маневрирование на пятачках

Сравнительно недавняя модель Hydromak Vario 2000 в линейке производителя является самой мощной, вместе с захватом ее масса составляет 1,15 т, а длина с узлом укладки достигает4,4 м. Габарит по ширине у нее остался1,35 метра. Многим покажется, что это слишком узкий размер, влияющий на устойчивость при рабочих операциях. Однако угрозы нет: низкий центр тяжести и разгруженные полуоси заднего моста хорошо предохраняют машину от опрокидывания даже с полной загрузкой (650 кг) на стреле без учета самого захвата.

Ходовая база Vario 2000 получила вездеходовский статус за счет полного привода и приличного клиренса, чего аналоги не имеют. Здесь можно дискуссировать, мол, мощение тротуаров и дорог ведется на прочной подушке из песка, мелкого щебенистого отсева и полный привод там ни к чему.

Отчасти можно согласиться. Однако не всегда площадки обустроены подъездными путями. Особенно это ощущается в межсезонье, когда нужно подъехать к пачкам с плиточным материалом и потом с грузом вновь заезжать на покрытие для подъезда к нужному месту. Здесь полный привод в самый раз. А когда два ведущие моста ни к чему, то оператор отключает привод передней или задней оси.

Hydromak Vario 2000 можно сравнить с вездеходом – полный привод, широкопрофильные передние шины, хороший клиренс и, главное, низкий центр тяжести

Разработчики не стали комплектовать машину мощным мотором, поставили 16-киловатный дизельный мотор Kubota на три цилиндра, который

является и основным приводом гидравлической системы с рабочим давлением 112,2 и дальнейшим регулированием до 183,5 атмосфер. Единственное неудобство машин Vario 2000 в боковом расположении руля. Им приходится управлять правой рукой, что не всегда удобно, а левой рукой вести рабочие операции на пульте с выпирающего впереди штатива.

Более маневренным в продуктовой линейке производителя является Hydromak 703 (масса1020 кг, дизельный мотор Yanmar, 12,9 кВт), у которого трехколесное исполнение. За счет центрального расположения заднего управляемого колеса такая машина может разворачиваться вокруг своей оси практически на месте – радиус поворота по внешнему диаметру не превышает1,5 метра. Правда, однотонник с грузоподъемностью600 кгимеет целостную раму. Он создавался под небольшой фронт работ на точечных площадках, в небольших дворах.

Что касается ломанной рамы, то здесь уместно упомянуть малолитражные машины сочлененного типа Avant, которые многие потребители используют для работы с навесными захватами-укладчиками плитки. Заместитель директора киевской компании «Техновектор» Дмитрий Никульшин, представляющий интересы финского производителя на берегах Днепра, привел несколько примеров, когда их машины без каких-либо дополнительных систем крепления на стреле прекрасно адаптируются с навесными узлами механизированной укладки плитки/брусчатки Probst и Hunklinger.

Пример использования колесного мини-погрузчика Avant 635 шарнирно-сочлененного типа c навесным гидравлическим захватом тротуарной плитки Probst

Важно уточнить, что сочлененники Avant разных моделей создавались не как специализированная техника для механизированной укладки плитки, она лишь удачно приспособлена для операций с такой навесной атрибутикой. А поскольку Евросоюз взял ориентир на единые стандарты по системам крепления навесного рабочего инструментария, то финский производитель тут же использовал появившуюся нишу для продвижения своей техники в этом сегменте.

Со стандартным узлом системы крепления одинаково легко нацепить захват укладчика плитки, навесить бур или же поставить ковшовую лопату. Вручную соединить нужно только замки гидровыводов

Специалисты многих эксплуатационных предприятий пришли к выводу, что погрузчики Avant с захватами для механизированной укладки плитки намного маневреннее и шустрее легких или средних колесных экскаваторов с такими же навесными орудиями мощения тротуаров. Вдобавок к этому хозяйственники высказывают мнение, что малолитражка на аналогичных с приспособленными экскаваторами работах позволяет за единицу времени выполнить больший объем при меньших затратах топлива.

В тесных объятьях захвата

Все гидравлические захваты плитки/брусчатки для специализированной и приспособленной техники лишь внешне похожи. Они могут разделяться на одноконтурные и двухконтурные. В этом их главная особенность и, понятное дело, функциональность. К примеру, на машинах механизированной укладки Probst моделей VM 203 и VM 204 стоят гидравлические захваты HVZ, которые подходят для навески на экскаваторы, колесные и вилочные погрузчики, автомобильные краны-манипуляторы.

Здесь применяется одноконтурная схема привода на основной и боковой зажимы. Они при помощи задействованного 4-ходового клапана работают независимо друг от друга. Боковой зажим предназначен для выравнивания швов и обеспечивает сдвиг, а основной зажим дает надежный захват.

Захваты серии HVZ имеют также стандартную систему прижима ADV, именуемую нашими потребителями отталкивателями. Главное предназначение отталкивателя в точности раскладки плитки, которая не просто сбрасывается на подушку поверхности, а еще дополнительно выравнивается с заданным зазором для шва. Если машина имеет двухконтурную гидравлическую схему, то к дополнительному каналу можно подсоединить гидроротатор, который избавит от ручного вращения захвата вокруг своей оси.

Для независимого привода основного и бокового зажимов захвата HVZ-uni используется специальная гидравлическая система строительных машин с двумя гидравлическими контурами. Если там есть еще и третий контур, то по нему запитывается гидроротатор вращения захвата.

Захваты HVZ Genius и HVZ Genius Basic для укладки тротуарной плитки создавались специально для гусеничных и колесных экскаваторов (манипуляторов) с одним гидравлическим контуром. Там последовательность движений и действий захвата управляется автоматическим устройством, оператору экскаватора нужно только с помощью одного рычага включать зажим или размыкание.

Навесной захват HVZ для механизированной укладки тротуарной плитки с гидроротатором его вращения вокруг оси

Автоматику можно настроить на несколько программ, включая стандартную укладку, сдвиг, дополнительное выравнивание и т.д. Если на манипуляторе имеется два гидравлических контура, то по этому каналу подсоединяется гидроротатор, включенный в стандартную комплектацию захватов Genius и Genius Basic.

По аналогичному принципу работает гидравлический захват HVZ-uni Robogrip созданный для более мощных гусеничных и колесных экскаваторов (от 3 тонн) и работающий по одноконтурной схеме.

Здесь следует лишь добавить, что Probst более известен своей самоходной машиной VM 204 Robotec с программируемым контроллером укладочного захвата, а навесная рабочая атрибутика, выпускаемая для агрегатирования с приспособленной строительной техникой, является дополнительным, но весьма прибыльным из-за спроса видом производственной деятельности.

Привлекательность машины VM 204 Robotec, как рассказал редакции коммерческий директор фирмы «Зенит-техно» Сергей Корниенко, видится не только во всепогодной комфортной кабине, автоматической системе последовательности движений по программированной с помощью контроллера схеме операций, но и в запатентованной конструкции шасси. Здесь вращение осуществляется не за счет движения колес, а за счет непосредственного вращения осей машины. В итоге резкий рывок или поворот на свежеуложенной поверхности не повреждает и не смещает плитку/брусчатку.

У машины-укладчика плитки VM 203 вращаются не сами колеса, а ось со ступицей, а шины только катятся. Обратите внимание: производитель машины Probst, но потребитель применил на ней гидравлический захват Hunklinger P02 profi

В нише укладочных навесок

Спору нет: специализированная укладочная машина намного быстрее экскаватора и к тому же экономичнее. Правда, не следует забывать, что ее стоимость выше отдельно взятого навесного укладочного модуля, адаптированного к любой строительной технике. Именно поэтому многие предприятия предпочитают покупать захваты к уже имеющимся машинам. Каждый производитель укладочных машин старается развивать это производственное направление, осуществляя поставку рабочей атрибутики по всему миру.

Единственный, кто это направление развивает без собственного сегмента специализированных самоходных укладчиков, так это немецкая компания Hunklinger. Она поставляет навесные захваты на экскаваторы массой от 1,5 тонны. Эти навески потребители берут и для имеющихся у них самоходных укладочных машин.

Гидравлический захват Hunklinger на австрийском мини-экскаваторе Neuson 2503 (масса 2,5 т, мощность 27,1 кВт)

Hunklinger практически новый производитель на европейском рынке, начавший работу всего каких-то 10 лет тому. Его прогрессивные системы мощения Hunklinger P01 profi (для экскаваторов массой от 1,5 тонн) и P02 profi (для экскаваторов массой от 2,2 т) уже хорошо известны в мире. Имея универсальное устройство крепления и стандартные замки соединения гидравлических рукавов, захваты могут использоваться с большинством как наших, так и зарубежных строительных машин, в частности колесными и гусеничными экскаваторами, мини-экскаваторами, экскаваторами-погрузчиками, кранами-манипуляторами.

Колесные экскаваторы среднего класса мощности могут работать как со стандартным захватом P02 profi, так и со сдвоенным узлом укладки P02 Twin

Особенность применяемых захватов дуэтной схемы P02х2, именуемой на европейский образец P02 Twin, на экскаваторах с массой от 4,2 тонны экономически выгоднее одинарного узла, поскольку при одинаковом расходе топлива за одну единицу времени с таким захватом-близнецом можно сделать в два раза больше.

Сдвоенная версия захвата P02 Twin на укладке плитки и P02 profi в момент захвата материала из упаковочной пачки

Если с помощью двойного захвата P02х2 можно за один час вымостить тротуар на площади240 кв. м, то со стандартным узлом мощения на это понадобится уже два часа и в два раза больше солярки. Здесь, как говорят, комментарии излишни…

Валентин ОЖГО, фото автора и производителей.



Просмотров: 9558 | Добавил: hermaid | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0